20.03 02 природообустройство и водопользование кем работать. Природообустройство и водопользование

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

«___» _________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА:

Инженерные изыскания в области природообустройства

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

Магистр техники и технологии

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

государственный экзамен и выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

9.5. Кадровое обеспечение учебного процесса подготовки магистров. 36

Согласно, требованиям, предъявляемым работодателями, данные специалисты должны:

· иметь теоретические знания и практические навыки инженерно-гидрометеорологических, инженерно-гидрогеологических, инженерно-экологических и инженерно-геодезических изысканий, экологического мониторинга, разработки нормативов воздействия на окружающую среду;

· навыки водохозяйственного и геоэкологического обеспечения функционирования промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных предприятий и организаций, мелиорации водосборов, рекультивации нарушенных земель, водоснабжения , водоотведения, эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, объектов добычи полезных ископаемых , инженерной защиты населенных пунктов и сооружений;

· быть подготовленным к научно-исследовательской работе в области обоснования мест размещения объектов природообустройства и водопользования и оценки их воздействия на окружающую среду, в том числе в междисциплинарных областях, связанных с выбором необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработки новых методов исходя из задач конкретного исследования;

· на профессиональном уровне владеть иностранным языком ;

· навыки в области промышленной, пожарной и экологической безопасности , безопасности жизнедеятельности .

Подготовка специалистов, обладающих выше перечисленными компетенциями возможна только на основе использования новых образовательных технологий и разработки современного методического материала с учетом опыта ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений.

Термины, определения, обозначения, сокращения

В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:

· основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

· профиль (специализация) – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

· результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

· учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

· вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

· зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

· компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

· модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

· направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

· объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

· область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

В настоящем документе используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

УМО – учебно-методические объединения;

ОКСО – общероссийский классификатор по образованию;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы.

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

ПУД - производственно-управленческая деятельность.

НИП - научно-исследовательская практика.

2. Цели ООП ТПУ

2.1. Цели образовательной программы

Цели ООП «Природообустройство и водопользование» сформулированы в соответствии с требованиями Стандарта и Руководства по обеспечению качества образовательных программ подготовки магистров по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета и концепцией программы. Они определяются компетенциями, приобретаемыми выпускниками через некоторое время (3…5 лет) после освоения программы, и дают потребителям информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности.

Общая цель ООП – подготовка специалистов в области мелиорации, рекультивации и охраны земель различного назначения; создания водохозяйственных систем комплексного назначения; охраны и восстановления водных объектов; водоснабжения, отвода и очистки сточных вод , обводнения территорий, природоохранного обустройства, создания экологической инфраструктуры на землях различного назначения.

ООП подготовки магистров по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование» имеет следующие основные цели в области обучения и воспитания (табл. 2):

Таблица 2

Цели образовательной программы

Формулировка цели

Требования ФГОС

и заинтересованных

работодателей

Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям для решения задач планирования и организации исследований антропогенного воздействия на компоненты природной среды и совершенствования деятельности в области природообустройства и водопользования

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы работодателей, ИСЭ СО РАН, ИМКЭС СО РАН

· рекультивацию земель, нарушенных или загрязненных в процессе природопользования;

· охрану земель различного назначения;

· создание водохозяйственных систем комплексного назначения;

· охрану и восстановление водных объектов;

Сроки зачисления: согласно Правилам приема ТПУ.

Зачисление для обучения в магистратуре производится при наличии:

· оригинала документа государственного образца об образовании - для обучения в качестве студента;

· заверенных копий документа государственного образца об образовании и справки из вуза, где он является студентом - для обучения в качестве слушателя.

Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится в соответствии со следующей очередностью:

· лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с законодательством РФ и получившие положительные оценки на вступительных испытаниях;

· лица, имеющие диплом с отличием, успешно прошедшие вступительные испытания;

· на конкурсной основе по количеству набранных баллов;

· лица, имеющие преимущественное право при равных конкурсных условиях.

После окончания зачисления в магистратуру при наличии вакантных мест решением ЦПК может быть объявлен дополнительный конкурс на вакантные места.

5. Результаты обучения по ООП подготовки магистров

280100 «Природообустройство и водопользование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями , представленными в табл. 3.

Таблица 3

Компетенции магистров

Компетенции

компетенции

Общекультурные компетенции (ОК)

способность:

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, обучаться новым методам исследования и использовать их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности

к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения, свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения

использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ , находить и принимать управленческие решения , формировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности

анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией

проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности

Профессиональные компетенции (ПК)

проектно-изыскательская деятельность :

способностью определять исходные данные для проектирования объектов природообустройства и водопользования, руководить изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов

способностью использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования

готовностью к изучению, анализу и сопоставлению отечественного и зарубежного опыта по разработке и реализации проектов природообустройства и водопользования

способностью использовать знания методов принятия решений при формировании структуры природно-техногенных комплексов, методов анализа эколого-экономической и технологической эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования, проектов восстановления природного состояния водных и других природных объектов

способностью обеспечивать соответствие качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам

производственно-управленческая деятельность :

способность:

принять профессиональные решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования

использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов для проверки их соблюдения при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды

ПК-7 (8ФГОС)

обеспечивать высокое качество работы при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования

ПК-8 (9ФГОС)

научно-исследовательская деятельность :

способность:

формулировать цели и задачи исследований, применять знания о методах исследования при изучении природных процессов, при обследовании, экспертизе и мониторинге состояния природных объектов, объектов природообустройства и водопользования и влияния на окружающую среду антропогенной деятельности

ПК-9 (10ФГОС)

разрабатывать и вести базы экспериментальных данных, производить поиск и выбор методов и моделей для решения научно-исследовательских задач, проводить сравнение и анализ полученных результатов исследований, выполнять математическое моделирование природных процессов

профессионально использовать современное научное и техническое оборудование и приборы, а также профессиональные компьютерные программные средства

собирать, обобщать и анализировать экспериментальную и техническую информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации, внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности

проводить поиск, получение, обработку и анализ данных полевых и лабораторных исследований, обследований, экспертизы и мониторинга объектов природообустройства, водопользования

Выпускник по направлению подготовки 280100 «Природообустройство и водопользование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен демонстрировать в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и запросами работодателей следующие основные результаты обучения, представленные в табл. 4.

Даже ребенок в процессе освоения школьной программы узнает о том, что окружающая среда нуждается в поддержке и защите человеком; что природные запасы не бездонные, а потому их нужно расходовать разумно.

Специальность "Природообустройство и водопользование" - это как раз то направление, которое помогает сделать реальный вклад в развитие, не в ущерб окружающей среде. Оно охватывает разные сферы деятельности, начиная от обустройства территорий и заканчивая мероприятиями по очистке выбросов. Эта работа невозможна без масштабного мышления, глубоких знаний наук и технологий.

Условия поступления

Этот важнейший курс создан для того, чтобы воспитывать специалистов, которые будут умело реализовывать практические задачи во благо человека, руководствуясь любовью к окружающей среде. Хотя здесь не обходится без доли творчества, в основе профиля лежат точные науки.

Будущая профессия

Новоиспеченный бакалавр сможет решать разноплановые задачи в зависимости от того, какое направление он выберет для самореализации. Например, под его ведением могут быть разнообразные водные объекты, начиная от водохозяйственных систем, заканчивая водоснабжением и водоотведением. Реально также стать одним из участников федеральной целевой программы "Вода России". Также в компетенцию выпускника входят проектные работы, нацеленные на совершенствование очистных систем, улучшение качества природных запасов воды. Можно выбрать и иное направление деятельности - заниматься земельными ресурсами. Это мелиорация, рекультивация либо охрана определенных территорий.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Направление предполагает знакомство с комплексом важных предметов, которые, так или иначе, имеют отношение к точным наукам, технике и технологиям:

  • водопользование;
  • электротехника;
  • основы природообустройства;
  • природо-техногенные комплексы;
  • гидравлика и механика;
  • оборудование для водопользования;
  • машины для природообустройства;
  • водохозяйственные системы;
  • основы строительства.

Приобретаемые навыки

Эта профессия предполагает широкие умения и глубокие знания, которые можно применять для реализации следующих задач:

  • проектные работы: создание объектов природообустройства, водохозяйственных систем, обводнения и водоотведения в сельском хозяйстве и жилищно-промышленном секторе;
  • инновационные разработки в сфере водопользования и природообустройства;
  • организация мероприятий, нацеленных на предупреждение плачевных последствий для окружающей среды в результате использования ее ресурсов;
  • организационная деятельность;
  • составление документации;
  • исследовательские и научные разработки;
  • оценка и контроль состояния объектов водопользования и природообустройства.

Перспективы трудоустройства по профессии

После завершения курса выпускник без особых трудностей найдет себе работу. Такие специалисты нужны в проектных организациях, городских водоканалах, в промышленности и сельском хозяйстве. Также можно делать карьеру в строительной организации, земельном комитете, органах Росводресурса. Еще подобные работники востребованы в частных экологических компаниях и отделах на предприятиях разных форм собственности.

Кем можно работать бакалавру:

  • инженерные должности (по управлению системами, их проектированию);
  • инженер-мелиоратор;
  • специалист по мелиорации;
  • специалист по охране природных объектов и территорий;
  • эколог;
  • специалист по системам водоснабжения.

Такая специальность достаточно высоко ценится на рынке труда. Поэтому по завершении обучения можно рассчитывать на оплату в размере 25-40 тысяч, в зависимости от должности и места трудоустройства.

Преимущества обучения в магистратуре

Выпускник бакалавриата может начинать трудовую карьеру или же выбрать иной путь: заняться углубленным освоением тематики, поступив в магистратуру. Здесь не только будут получены знания по профильным наукам, но и пройдена бесценная практика на конкретных предприятиях, в государственных органах, исследовательских центрах либо лабораториях.

Магистерская программа предполагает освоение знаний по смежным дисциплинам. В итоге на рынок выходит специалист широкого профиля, который умеет принимать решения, помня о технической составляющей, не забывая об экологической безопасности, экономической эффективности и эстетической привлекательности.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

Даже ребенок в процессе освоения школьной программы узнает о том, что окружающая среда нуждается в поддержке и защите человеком; что природные запасы не бездонные, а потому их нужно расходовать разумно.

Специальность 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» - это как раз то направление, которое помогает сделать реальный вклад в развитие, не в ущерб окружающей среде. Оно охватывает разные сферы деятельности, начиная от обустройства территорий и заканчивая мероприятиями по очистке выбросов. Эта работа невозможна без масштабного мышления, глубоких знаний наук и технологий.

Условия поступления

Этот важнейший курс создан для того, чтобы воспитывать специалистов, которые будут умело реализовывать практические задачи во благо человека, руководствуясь любовью к окружающей среде. Хотя здесь не обходится без доли творчества, в основе профиля лежат точные науки. Это предопределяет перечень, какие предметы предстоит сдавать абитуриенту при поступлении в вузы Москвы по такой специальности:

  • математика (профильный),
  • русский язык,
  • физика или химия по выбору.

Будущая профессия

Новоиспеченный бакалавр сможет решать разноплановые задачи в зависимости от того, какое направление он выберет для самореализации. Например, под его ведением могут быть разнообразные водные объекты, начиная от водохозяйственных систем, заканчивая водоснабжением и водоотведением. Реально также стать одним из участников федеральной целевой программы «Вода России». Также в компетенцию выпускника входят проектные работы, нацеленные на совершенствование очистных систем, улучшение качества природных запасов воды. Можно выбрать и иное направление деятельности - заниматься земельными ресурсами. Это мелиорация, рекультивация либо охрана определенных территорий.

Куда поступать

Диплом бакалавра реально получить, поступив на эту специальность в следующие вузы:

  • Российский государственный аграрный университет;
  • Московский госуниверситет природообустройства;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Новосибирская госакадемия водного транспорта;
  • Новосибирский государственный аграрный университет.

Срок обучения

Освоение программы бакалавриата на очном отделении длится четыре года. Но студенты могут выбирать заочную/вечернюю/смешанную форму, тогда курс обучения будет пятилетним.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Направление предполагает знакомство с комплексом важных предметов, которые, так или иначе, имеют отношение к точным наукам, технике и технологиям:

  • водопользование;
  • электротехника;
  • основы природообустройства;
  • природо-техногенные комплексы;
  • гидравлика и механика;
  • оборудование для водопользования;
  • машины для природообустройства;
  • водохозяйственные системы;
  • основы строительства.

Приобретаемые навыки

Эта профессия предполагает широкие умения и глубокие знания, которые можно применять для реализации следующих задач:

  • проектные работы: создание объектов природообустройства, водохозяйственных систем, обводнения и водоотведения в сельском хозяйстве и жилищно-промышленном секторе;
  • инновационные разработки в сфере водопользования и природообустройства;
  • организация мероприятий, нацеленных на предупреждение плачевных последствий для окружающей среды в результате использования ее ресурсов;
  • организационная деятельность;
  • составление документации;
  • исследовательские и научные разработки;
  • оценка и контроль состояния объектов водопользования и природообустройства.

Перспективы трудоустройства по профессии

После завершения курса выпускник без особых трудностей найдет себе работу. Такие специалисты нужны в проектных организациях, городских водоканалах, в промышленности и сельском хозяйстве. Также можно делать карьеру в строительной организации, земельном комитете, органах Росводресурса. Еще подобные работники востребованы в частных экологических компаниях и отделах на предприятиях разных форм собственности.

Кем можно работать бакалавру:

Такая специальность достаточно высоко ценится на рынке труда. Поэтому по завершении обучения можно рассчитывать на оплату в размере 25-40 тысяч, в зависимости от должности и места трудоустройства.

Преимущества обучения в магистратуре

Выпускник бакалавриата может начинать трудовую карьеру или же выбрать иной путь: заняться углубленным освоением тематики, поступив в магистратуру. Здесь не только будут получены знания по профильным наукам, но и пройдена бесценная практика на конкретных предприятиях, в государственных органах, исследовательских центрах либо лабораториях.

Магистерская программа предполагает освоение знаний по смежным дисциплинам. В итоге на рынок выходит специалист широкого профиля, который умеет принимать решения, помня о технической составляющей, не забывая об экологической безопасности, экономической эффективности и эстетической привлекательности.

Кроме того, в

...

Основная профессиональная задача выпускника данного направления заключается в улучшении качества различных природных и природно-антропогенных (то есть возникших в результате человеческой деятельности) объектов. Он может дать компетентную оценку пригодности почв для проведения тех или иных строительных работ, изучить влияние подземных вод и ряда других факторов на долговечность и безопасность будущей постройки и найти оптимальные решения для ликвидации возникающих проблем.

Кроме того, в процессе проектирования настоящий профессионал своего дела должен понимать, как при помощи передовых технологий сделать процесс строительства более экологичным, сократить ресурсные и финансовые затраты, уменьшить сроки сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Выпускники бакалавриата по направлению «Природообустройство и водопользование» занимают позиции инженеров на различных предприятиях, специализирующихся на вопросах обустройства территорий и строительстве. Выпускники имеют возможность трудоустройства в организациях, занимающихся строительством и эксплуатацией как объектов природообустройства и водопользования так и объектов промышленного и гражданского строительства, а также в научно-исследовательских, природоохранных и экологических организациях.

Подробнее Свернуть

Трудоустройство и зарплата выпускников бакалавриата вузов России по специальности "Природообустройство и водопользование"

Доля трудоустройства выпускников 69.8 %

Средняя заработная плата 24 868 Среднее значение

Программа "Природообустройство и водопользование" реализуется в рамках специальности 2.20.03.02 Природообустройство и водопользование. Информация приводится по выпускникам вузов России, окончившим бакалавриат по специальности "Природообустройство и водопользование", на основе данных Пенсионного фонда России о выплатах выпускникам 2016-2017 года.